МБОУ «СОШ №1» ПГО

Поиск
Close this search box.

Функциональная грамотность

Распоряжение Правительства РФ от 25 09 2017 N 2039 р

Письмо Министерства Просвещения России № 03-1510 от 14.09.2021 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Письмо Министерства Просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

Приказ министерства просвещения России ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИИ И КРИТЕРИЕВ

Письмо министерства посвещения -от-26.01.2021-тв -94-04-Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Приказ Министерства образования Приморского края от 16.09.2022г. №1022-а

Приказ управления образования ПГО О мерах по формированию функциональной грамотности 2022 — 2023

Письмо управления образования О методическом сопровождении формирования функционалой грамотности   

план (дорожная карта) формирование функциональной грамотности на 2023-2024 год

Функциональная грамотность

Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

Составляющие функциональной грамотности

  1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
  3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
  5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
  6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся

Банк заданий по функциональной грамотности

Банк заданий, примеры задач-Рiza. Федеральный институт оценки качества образования.

Банк заданий по читательской грамотности. Институт стратегии развития образования Российской Академии образования.

Банк заданий по математической грамотности. Институт стратегии развития образования Российской Академии образования.

Банк заданий по естественно-научной грамотности. Институт стратегии развития образования Российской Академия образования.

Банк заданий по финансовой грамотности. Институт стратегии развития образования Российской Академии образования.

Банк заданий по креативному мышлению. Институт стратегии развития образования Российской Академии образования.

Банк заданий по глобальным компетенциям. Институт стратегии развития образования Российской Академии образования.

Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов.  «Федеральный институт педагогических измерений»

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). Институт стратегии развития образования Российской Академии образования.

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Российская электронная школа.

 

Материалы по формированию и оценке функциональной грамотности :

Учебные комплекты по финансовой грамотности для 2-11 классов общеобразовательной организации. Мои финансы НИФИ Минфина России.

Библиотека по финансовой грамотности НИФИ Минфина России.

Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся. Приморский краевой институт развития образования.

Марафон функциональной грамотности.  Академия Минпросвещения.

Материалы курса по финансовой грамотности 5-11 классы. Мои финансы НИФИ Минфина России.

Что значит быть финансово грамотным? 5-7 классы. Мои финансы НИФИ Минфина России.

Простые шаги к финансовому благополучию 8-9 классы. Мои финансы НИФИ Минфина России.

Задания на формирование функциональной грамотности для обучающихся 1-9 классов. Просвещение.

Каталог уроков с элементами финансовой грамотности. НИФИ Минфина России.

 

Вебинары по функциональной грамотности

Вебинары по функциональной грамотности в начальной школе. Издательство «Просвещение». 

Вебинары по функциональной грамотности обучающихся. Издательство «Первое сентября». 

Формирование и оценка функциональной грамотности (Материалы Всероссийского форума «Тенденции и векторы развития общего образования», 17 декабря 2021 года)

 

 

Дата обновления страницы: 28.01.2024